На главную

Назад
Адреса кафедры
E-mail
Наша фотожизнь
Фотоальбом

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.01. Геология с геохимией


Утверждена:
на заседании Совета
естественно-географического факультета
Протокол № 9 от 17 июня 2010 года
Подписана: председателем совета Подковыровым В.А. и
председателем УМК факультета Борисенко Е.Ю.


Направление: 050100 Естественнонаучное образование
Профиль: 050103 География
Квалификация: Бакалавр естественнонаучного образования
Курс: 3
Семестр: 5—6
Форма обучения: очная
Итоговый контроль: зачет после 5 семестра, экзамен после 6 семестра


Составитель:

Фото автора программы
Сергей Николаевич Коваленко
канд. геол.-минерал. наук, доцент
Тел. (3952) 24-04-91
E-mail: kaf-geo@mail.ru


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Место дисциплины

Курс геологии является одним из основополагающих и важнейших элементов естественно-географического образования, особенно во время университетской подготовки специалиста в области географии. Только на основе геологии можно понять строение, состав, происхождение Земли, исследовать динамические географические процессы, происходившие в прошлом и протекающие в настоящем. Следовательно, главной целью курса является выработка у студентов диалектико-материалистического понимания мира, а главными задачами курса — изучение геологии в качестве основы для понимания таких географических наук, как землеведение, физическая география материков и России, ландшафтоведение и эрозиоведение, география Иркутской области и др.

Цель: содействовать становлению специальной профессиональной компетентности специалиста на основе овладения содержанием дисциплины «Геология с геохимией», на основе изучение строения, геохимического состава, происхождения и эволюции Земли, геохимических и динамических процессов происходивших в геологическом прошлом и формирующих современный лик Земли в настоящем. Научить студентов основам геологических знаний.

Задачи:
— формирование системы знаний в области геологии;
— развитие умений анализа природных и техногенных процессов с использованием основных законов геологии и геохимии;
— установление взаимосвязи явлений окружающего мира на основе законов геологии и геохимии;
— формирование подходов к решению географических и социально-экономических проблем на основе геологических знаний;
— применение полученных знаний и методов исследования для изучения природных объектов.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа курса построена на основе структурно-логического подхода к определению места изучаемого курса в системе экологических и географических дисциплин, с учетом межпредметных связей и выявлением наиболее важных проблем, необходимых для изучения наук естественного цикла, для понимания физико-химических механизмов разнообразных геологических и экологических процессов. Основополагающим фактором является профессиональная направленность.

Отбор материала произведен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (М., 2005 г.) по дисциплине «Геология» и примерной учебной программой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования (М., 2004 г.).

Программа строится на принципах:
— научности — соответствие содержания образования уровню современной науки;
— доступности — соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;
— системности — осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;
— преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами, а также реализацию межпредметных связей с параллельно изучаемыми географическими и экологическими курсами;
— целостности — учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;
— связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для решения экологических и народнохозяйственных задач;
— элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления;
— модульности — укрупнение дидактических единиц.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент к концу обучения должен знать и уметь:

1. Называть и (или) показывать на тектонической карте мира:
— основные кристаллографические и кристаллохимические элементы строения и симметрии кристаллов;
— некоторые минералы (наиболее часто встречающиеся, популярные, породообразующие, являющиеся полезными ископаемыми и т. п.);
— геохимические типы и виды горных пород;
— виды геологических карт;
— геологические и геохимические методы изучения Земли;
— геосферы и их значение для формирования географии Земли;
— основные тектонические структуры континентального и океанического типов, сформировавшиеся в результате байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и альпийской эпох тектогенеза;
— основные литосферные плиты (10 шт.) и типы их границ (три типа);
— основные геохронологические и стратиграфические подразделения (акроны, эоны, эры, периоды, эпохи, акротемы, эонотемы, эратемы, системы, отделы);
— структуры земной коры различных порядков (складчатые и разрывные).

2. Практически делать, определять:
— элементы симметрии конкретного кристалла или модели;
— по определителям конкретный минерал, горную породу, фоссилию, полезное ископаемое, драгоценный или цветной поделочный камень;
— правильно оформить геологическую и геохимическую карты;
— провести геологическую экскурсию;
— составить и правильно оформить геологический и геохимический отчеты;
— составить и правильно оформить реферат, главу дипломной работы по геологии;

3. Описывать:
— физические свойства минералов и горных пород (цвет, твердость и т. п.);
— образование и разрушение гор и равнин в связи с действием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов);
— круговорот вещества в земной коре;
— современные методы изучения тектонических и неотектонических движений (палеотектонических, новейших и современных);
— геологическое, тектоническое и геохимическое строение территории по соответствующим тематическим картам;
— геологическое строение обнажения;
— геохимическое строение конкретной местности.

4. Объяснять и приводить примеры:
— роль рельефа и горных пород в жизни людей;
— роль геохимии, минералов и горных пород в жизни людей; причины формирования основных структурных элементов земной коры (литосферных плит, материков, океанов, платформ, складчатых областей, рифтовых зон океанов и континентов, орогенов, плит и щитов, синеклиз и антеклиз, впадин, складок и разломов);
— геохимические и металлогенические основы формирования Земли;
— различия сочетаний полезных ископаемых в связи с особенностями тектонического и геохимического строения, и состава горных пород;
— причины географических явлений на основе применения геологических и геохимических понятий: геохронологии, спрединг, коллизия, субдукция, сводообразование, орогенез, землетрясение, оледенение, денудация, абразия, эрозия, и т. п.

5. Прогнозировать:
— возможные геолого-геохимические и географические изменения окружающей среды в результате горнодобывающей деятельности человека.

Принципы отбора содержания курса и организации учебного материала

Дисциплина «Геология с геохимией» выстраивается на следующих принципах:
— личностно-ориентированного обучения;
— классической дидактики;
— системности;
— непрерывности;
— связи теории с практикой.

Весь материал курса «Геология с геохимией» делится на вводный раздел, шести разделов теоретической части, 36 заданий практической части.

Виды контроля:

текущий — тестовые электронные опросы и решение задач (проблем), проверка и оценка выполнения заданий самостоятельной работы, оценка проведения домашних практических работ и написания отчетов. Тесты контроля качества усвоения дисциплины (контрольные вопросы для самопроверки) приводятся после каждого раздела курса;

рубежный — система тестирования по пройденным разделам (модулям) курса, контрольные и обобщающие индивидуальные работы; зачет после 5 семестра;

итоговой — экзамен после 6 семестра.




II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль № 1. Основы кристаллографии и минералогии

Введение

Геология и ее положение в современном естествознании. Этот вводный раздел посвящен раскрытию предмета геология, его содержания, положению в современном естествознании, описанию существующих отраслей геологии и ее значению для прогресса науки и общественного производства, значению курса геологии для географического образования и для учителя географии в частности, раскрывается краеведческий принцип преподавания геологии в средней школе. Здесь же дается материал, позволяющий освежить в памяти знания студентов полученные по геологии в средней школе, т. е. напоминаются им общие сведения о внутреннем строении и составе земного шара, даются понятия о минералах и горных породах, земной коре, приводятся общие сведения и понятия о геологических процессах и кругообороте вещества Земли; кратко освещаются вопросы о геологическом времени и истории геологии как науки.

Раздел I. Кристаллография с основами кристаллохимии и минералогия. Общие сведения о минералах и их классификация; наиболее распространенные и генетически важные минералы

1.1. Сведения из кристаллографии: кристаллическое и аморфное состояние вещества; понятие о кристаллохимической структуре, изоморфизм и полиморфизм; кристалл и элементы его ограничения, закон постоянства гранных углов, измерение углов между гранями, симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии), формула симметрии, сингонии, простые кристаллографические формы и их комбинации.

1.2. Общие сведения о минералах. Определение минерала, диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, ковкость, спаянность, прозрачность, блеск, цвет), связь физических свойств с особенностями кристаллохимической структуры минералов; морфология минералов и их агрегатов: облик кристаллов, агрегаты, двойники (срастания и прорастания, простые и полисинтетические), зернистые и плотные массы, друзы, конкреции и секреции, оолиты, натечные формы, корки, дендриты, землистые скопления, выцветы; особенности состава и происхождения; классификации.

1.3. Распространенные и практически важные минералы и их онтогенез. Химическая классификация минералов. Самородные элементы: золото, медь, платина, алмаз, графит, сера. Сульфиды и их аналоги: галенит, сфалерит, сульфиды меди (халькозин, ковеллин, халькопирит), киноварь, молибденит, антимонит, сульфиды железа (пирит, марказит, пирротин), арсенопирит. Галогениды: галит, сильвин, карналлит, флюорит. Оксиды и гидрооксиды: кремния (кварц, халцедон, опал), железа (гематит, гетит, гидрогетит, магнетит, ильменит, хромит), алюминия (корунд, гидраргиллит), марганца (псиломелан, пиролюзит), олова (касситерит). Соли кислородных кислот: сульфаты (барит, гипс, ангидрит, мирабилит), фосфаты (апатит), карбонаты (кальцит и арагонит, магнезит, доломит, сидерит, малахит, азурит), силикаты (калинатровые полевые шпаты: ортоклаз, микроклин; кальциево-натровые — плагиоклазы; нефелин, слюды: мусковит, биотит, флогопит; амфиболы: обыкновенная роговая обманка, актинолит; пироксены: энстатит и гиперстен, авгит, диопсид; эпидот, турмалин, оливин, гранаты, дистен, серпентин, тальк), вольфраматы (вольфрамит).

Модуль № 2. Геодинамические и геохимические системы и их образования

Раздел II. Процессы внутренней и внешней геодинамики Земли

2.1. Деление геологических процессов на две группы: эндогенные и экзогенные. Геохимический круговорот вещества в природе. Геодинамические и геохимические процессы и образуемые ими вещественные образования.

Эндогенные процессы

2.2. Магматизм. Магма, ее состав, состояние, условия нахождения; дифференциация магмы; текстура и структура изверженных горных пород как показатель условий их образования; поверхностные (эффузивные) и глубинные (интрузивные) магматические процессы. Интрузивный магматизм: структура и текстура интрузивных пород; формы глубинных интрузий. Эффузивный магматизм: продукты вулканических извержений, структуры и текстуры вулканических пород; трещинные излияния и центральные извержения; формы залегания эффузивных пород, строение вулкана, типы центральных извержений; поствулканические явления; причины извержения вулканов. Географическое распространение вулканов. Генетическая и пространственная связь магматизма с рудообразованием. Полезные ископаемые, связанные с магматизмом.

2.3. Постмагматические процессы и минеральные образования. Легколетучие компоненты магмы. Представления о механизме отщепления газовой фазы от магматического расплава. Пневматолиз и образование минералов из вулканических возгонов. Гидротермальные растворы. Пневматолито-гидротермальные образования: грейзеновые тела, штокверки, жилы, линзы. Скарны и другие контактовые образования. Понятие о метасоматозе. Значение послемагматических процессов для образования месторождений руд меди, свинца, олова, вольфрама, молибдена, золота и др. Парагенезис минералов.

2.4. Главнейшие магматические горные породы. Минеральный и геохимический состав и структурно-текстурные особенности магматических горных пород как показатели условий их образования. Классификация магматических горных пород.
Группа гранита-риолита: граниты, гранодиориты, гранит-порфиры, риолиты, кварцевые порфиры.
Группа диорита-андезита: диориты, диоритовые-порфириты, андезиты.
Группа сиенита-трахита: сиениты, трахиты.
Группа габбро-базальта: габбро, диабазы, базальты.
Группа дунита-меймечита: перидотиты, дуниты, пироксениты, кимберлиты, меймечиты.
Группа нефелинового сиенита: нефелиновые сиениты, фонолиты.
Пирокластические горные породы: туф, туффит, туфобрекчия.
Пегматиты, особенности их минерального состава и структуры, генезис.

2.5. Метаморфизм и метаморфические горные породы. Понятие о метаморфизме, зоны метаморфизма, основные факторы метаморфизма, процесс гранитизации. Метаморфические горные породы: характерные черты минерального и геохимического состава, структуры и текстуры, наиболее распространенные горные породы. Роль метаморфизма в формировании некоторых рудных месторождений.

Экзогенные процессы

2.6. Геологическая деятельность экзогенных процессов: атмосферных и подземных вод: поверхностный сток, его эрозионная и аккумулятивная деятельность. Склоновые процессы: обваливание, осыпание и образование коллювия, образование делювия; солифлюкция; деятельность периодических русловых потоков, пролювий; оврагообразование; сели; суффозия; оползни; Генетические типы континентальных покровных отложений. Карст; минеральные образования пещер; грунтовые, пластовые и трещинные воды. Геологическая деятельность рек: разрушительная и созидательная деятельность; аллювий. Геологическая деятельность ледников: долинные и материковые ледники; ледниковые отложения, особенности их состава и строения; тиллиты. Геологическая деятельность ветра: дефляция, корразия, перенос обломочных частиц; аккумуляция. Геологическая деятельность моря: разрушительная (абразия) и созидательная работа моря. Влияние физико-географической обстановки на состав осадков.

2.7. Литогенез. Гипергенез и кора выветривания. Литогенез и его стадии. Типы литогенеза по Н. М. Страхову. Диагенез осадков, эпигенез, катагенез и метагенез осадочных горных пород. Представление о выветривании. Зона гипергенеза. Влияние биоклиматических условий, аридный, гумидный и нивальный типы выветривания, древняя кора выветривания. Полезные ископаемые кор выветривания: силикатные руды никеля, огнеупорные керамические и отбеливающие глины, элювиальные бокситы, железные руды (латериты и болотные руды). Переотложение продуктов выветривания и образование горных пород в результате воздействия экзогенных геологических процессов.

2.8. Осадочные горные породы. Классификация, особенности минерального и геохимического состава, строения и формы залегания распространенных осадочных горных пород. Обломочные породы, их классификация по величине, форме и степени окатанности обломков, наличию или отсутствию цемента (мономинеральные, олигомиктовые, пески, аркозы, граувакки, алевриты и алевролиты, глинистые породы).

Органогенные и хемогенные осадочные горные породы: карбонатные горные породы, их распространение и разделение по минеральному составу (известняки, доломиты, мергели), генезису (хемогенные, биогенные, обломочные), морфологии (оолитовые, плотные, ракушняковые и т. д.); кремнистые породы (опоки, диатомиты, трепелы); галогенные породы (гипсы, ангидриды, сильвинит, каменная соль).

Месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения. Каустобиолиты: бурые и каменные угли, антрациты, битуминозные сланцы и сапропелевые угли, нефть и газ, проблема происхождения нефти.

Модуль № 3. Общие закономерности строения и развития Земли

Раздел III. Закономерности геологического развития и строения Земли

3.1. Современные представления о строении, геохимическом составе и эволюции земной коры, мантии и ядра Земли. Поверхность Мохоровичича; основные типы земной коры; литосфера; астеносфера, тектоносфера; мощность, объем, структура и рельеф основных типов земной коры; возникновение и эволюция земной коры; строение и состав мантии и ядра Земли.

3.2. Основные структурные элементы строения земной коры: литосферные плиты и их границы, движение литосферных плит и его связь с конвективными течениями в мантии Земли; платформы: строение и стадии формирования; основные структурные элементы, мощность, вещественный состав отложений платформенного чехла; особенности платформенных деформаций и проявлений магматизма; краевые прогибы.

3.3. Складчатые и разрывные деформации земной коры. Слой и элементы его залегания. Складки: антиклинальные и синклинальные складки и их элементы, морфологические типы складок, флексуры. Разрывные деформации: главнейшие виды элементарных и групповых нарушений, глубинные разломы и рифтовые зоны Земли. Антиклинории и синклинории; горно-складчатые пояса, орогенез, аркогенез. Геотектонические циклы складчатости и горообразования; принципы тектонического районирования земной коры.

3.4. Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит и новая глобальная геодинамическая модель (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит).

Модуль № 4. Методы анализа строения и развития Земли

Раздел IV. Методы анализа и восстановления геолого-географических условий прошлого Земли

4.1. Методы восстановления геологической истории Земли. Предмет и задачи палеонтологии; фоссилизация и сохранность остатков ископаемых организмов; зависимость строения животных и растений от среды обитания. Ископаемые простейшие, кишечнополостные, плеченогие, моллюски, иглокожие, членистоногие, полухордовые (элементы строения, стратиграфическое и породообразующее значение, образ жизни); необратимость эволюции, общий эволюционный ход развития организмов. Руководящая фауна и флора. Геохронология и стратиграфия: основные подразделения геохронологической и стратиграфической шкал и их продолжительность. Установление абсолютного возраста геологических образований.

4.2. Тектонические движения земной коры и методы их анализа: неотектонические и современные. Колебательные (эпейрогенические), их свойства и признаки в недалеком геологическом прошлом, отражение в современном рельефе, трансгрессии и регрессии, связь с процессами развития зон спрединга; методы их анализа; роль в рельефообразовании, изостазия и ее проявления в тектонических движениях.

4.3. Палеотектонические движения и методы их анализа. Понятие о фации, их типы: морские, лагунные и континентальные фации. Формации. Анализ фаций и мощностей отложений, анализ перерывов и несогласий.

4.4. Восстановление физико-географических условий прошлого Земли. Реконструкция древних береговых линий, восстановление глубин, химического состава, температурного режима, солености древних морских бассейнов; фации-индикаторы и организмы-индикаторы; реконструкция древней речной сети, озерных бассейнов, методы реконструкции древнего рельефа. Современная палеогеография, значение и методы.

Модуль № 5. Геологическая история и основы геохимии

Раздел V. Основные этапы и общие закономерности геологической и геохимической истории Земли

5.1. Догеологическая история и геохимическая эволюция Земли. Главные этапы, мегастадии и стадии развития Земли от большого взрыва до первого появления горных пород — большой взрыв — взрыв сверхновой звезды в окрестностях будущей солнечной системы — образование на месте будущего солнца массивной звезды с водородной мантией — коллапс и уплотнение массивной звезды до нейтронной звезды, ее взрыв в виде вспышки сверхновой типа II и образование протосолнечной туманности или небулы (небулярная стадия) — вращающиеся системы кометных тел (кометная стадия) — образование гигантской гелий-водородной солнечной массы в центре небулярного диска (Протосолнце), протопланет земной группы и планет-гигантов: Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, вокруг Протосолнца (планетная стадия) — вспышка Протосолнца и превращение его в небольшую звезду (желтый карлик астрономического класса G2), уничтожение солнечным ветром гелий водородной массы небулы и флюидных гелий-водородных атмосфер протопланет земной группы — образование современной солнечной системы с небольшими железо-каменными планетами земной группы вблизи Солнца, больших планет на удалении от него и скопления комет за пределами Солнечной системы — остывание Земли и формирование первичных лито-, атмо-, и гидросферы.

Геология, палеогеография и развитие органического мира архейского акрона (продолжительность, расчлененность, литостратиграфия, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

Протерозойский акрон в истории Земли (продолжительность, расчлененность, литостратиграфия, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

5.2. Палеозойская и мезозойская эры в истории Земли (продолжительность, расчлененность, литостратиграфия, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

5.3. Кайнозойская эра в истории Земли (продолжительность, расчлененность, литостратиграфия, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

Раздел VI. Основы геохимии и металлогении

6.1. Геохимия: цели, задачи, положение в ряду наук о Земле. Понятие о геохимической организации планеты. Принципы геохимического и металлогенического анализа на основе новейших геотектонических гипотез и теорий.

6.2. Общие закономерности геолого-геохимической истории Земли и закономерности образования и распределения полезных ископаемых. Региональный анализ на примере северо-восточной части Евразии.



Основные понятия: основные кристаллографические и кристаллохимические элементы строения и симметрии кристаллов; фоссилия; минерал; горная порода; геосферы: ядро Земли; мантия: нижняя, верхняя, астеносфера; тектоносфера; литосфера; земная кора (континентального, субконтинентального, океанского и субокеанского типов); зоны и этапы тектогенеза: карелиды, байкалиды, каледониды, герциниды, мезозоиды или киммериды, альпиды; структуры земной коры различных порядков (складчатые и разрывные): литосферные плиты, СОХ, платформы (древние и молодые — эпигерцинские и эпикаледонские), глубинные разломы, троги, рифты, щиты, плиты, антеклизы, синеклизы, впадины, складки, разломы, горст, грабен, трещины; типы границ литосферных плит: конвергентные или деструктивные (субдукция, коллизия, абдукция, обдукция), дивергентные или конструктивные (спрединг), трансформные; геохронология и стратиграфия: акроны, эоны, эры, периоды, эпохи, акротемы, эонотемы, эратемы, системы, отделы; сводообразование; орогенез; землетрясение; оледенение; денудация; абразия; эрозия; офиолиты; магматизм: магма, ассимиляция, дифференциация магмы; метаморфизм: региональный, локальный, динамометаморфизм; гранитизация; литогенез: аккумуляция, диагенез, катагенез, метагенез, гипергенез, выветривание; полезные ископаемые.

III. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель контроля: диагностика уровня обученности студентов по дисциплине.

Виды контроля: текущий, рубежный.

Итоговой контроль: экзамен.

Способ проведения: текущий и рубежный контроль, устное собеседование, проверка письменных работ (рефератов и конспектов), опрос по Тектонической карте Мира.

Система оценивания результатов обучения

Дисциплина состоит из шести модулей: пять модулей учебных и один итоговый (экзамен). Всего студент может набрать max — 600 баллов, min — 300 баллов; из них: 500 учебных баллов — max, 250 — min; за экзамен от 50 до 100 баллов.

В процессе обучения студент оценивается помодульно.

Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое: качественная оценка за текущую работу и экзаменационная (см. Положение об АРС).

Выполнение самостоятельной работы студентов оценивается по баллам. При оценивании устных ответов учитывается полнота и самостоятельность ответа, наличие демонстрационного материала, использование самостоятельно подобранной литературы, срок выполнения задания.

При оценивании письменных заданий учитывается правильность содержания и оформления, полнота раскрытия темы, сроки выполнения. Дополнительные баллы выставляются за публичное выступление по теме (по возможности).

При оценивании самостоятельной деятельности, связанной с геологической практикой учитываются оценки и характеристика сделанной работы студента, ее качество и содержание письменного отчета, его оформление, сроки выполнения.

УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.01. Геология с геохимией

Направление: 050100 Естественнонаучное образование

Профиль: География

Квалификация: Бакалавр географии



Бакалавр__________________________________________(ФИО)

Количество часов: 200 час. Учебный год: 2007 – 2008

Форма обучения: очная



№ модуля Обязательные виды учебной деятельности Мин. кол-во баллов для аттестации Макс. кол-во баллов для аттестации Сроки выполнения Отметка о выполнении Подпись преподавателя
М 1 1.0. Входной контроль 6 12 1-я неделя сентября    
1.1. Подготовка и посещение лекций 6 12 Сентябрь - октябрь
 
1.2. Выполнение практических заданий 8 16

Сентябрь - октябрь
 
1.3. Выполнение практических заданий для СР
  Сентябрь - октябрь    
1.3.1. Изготовление модели простой кристаллографической формы 10 20 3-я неделя сентября    
1.3.2. Составить учебную презентацию (Power Point) по теме «Строение силикатов» 12 24 2-я неделя октября    
1.4. Рубежный контроль по модулю (тест) 8 16 4-я неделя октября    
Итого: 50 100      
ДЗ  

 
 
ДЗ          
ДЗ          
М 2 2.1. Подготовка и посещение лекций 9 18 Ноябрь, декабрь    
2.2. Выполнение практических заданий 7 14 Ноябрь, декабрь    
2.3. Выполнение практических заданий для СР     Ноябрь, декабрь    

2.3.1. Географическое распространение генетических типов вулканов (реферат+карта)

8 16 1–2-я недели ноября    
2.3.2. Краткое письменное сообщение «Цветные и строительные камни России» 8 16 3–4 недели ноября    
2.3.3. Устное выступление по теме письменного сочинения «Характеристика некоторых классов магматических горных пород (гранита-риолита, диорита-андезита, нефелинового сиенита, габбро-базальта, перидотита, пегматитов, туфов, туффитов и др.), широко используемых в народном хозяйстве 6 12 1-я неделя декабря    
2.3.4. Геологическая деятельность экзогенных процессов (конспект) 4 8 2-я неделя декабря    
2.4. Рубежный контроль по модулю (экзамен) 8 16 3-4-я недели декабря    

Итого:

50 100      
ДЗ          
ДЗ          
ДЗ          
М 3 3.1. Подготовка и посещение лекций 7 14 Январь, март    
3.2. Выполнение практических заданий 5 10 Январь, март    
3.3. Выполнение практических заданий для СР     Январь, март    
3.3.1. Реферат «Геологическое строение океанов» 6 12 1-я неделя февраля    
3.3.2. Геологическое строение Сибирской платформы. Карта-схема структур и объяснительная записка 8

16

2-я неделя февраля



3.3.3. Геохронологическая таблица (контрольный опрос на знание геохронологии по изготовленной таблице)

8 16 3-я неделя февраля    
3.3.4. Презентация «Современные гипотезы эволюции Земли и земной коры» 8 16 4-я неделя февраля    
3.4. Рубежный контроль по модулю (тест) 8 16 1-я неделя марта    
Итого: 50 100  


 
ДЗ          
ДЗ          
ДЗ          
М 4 4.1. Подготовка и посещение лекций 7 14 Март


 
4.2. Выполнение практических заданий 10 20 Март    
4.3. Выполнение практических заданий для СР     Март    
4.3.1. Конспект «Палеонтологические методы определения возраста горных пород» 5 10 2-я неделя марта    
4.3.2. Реферат «Геологическая история своего района» или Иркутской области в целом 8 16 3-я неделя марта    
4.3.3. Презентация «Поверхность выравнивания и бронированный базальтами рельеф Хамар-Дабана» 8 16 3-я неделя марта    
4.3.4. Практическая работа: 1. Определить фации и описать историю образования мрамора и графита. 2. По стратиграфической колонке определить фации и реконструировать физико-географические условия 4 8 4-я неделя марта    
4.4. Рубежный контроль по модулю (тест) 8 16 4-я неделя марта    
Итого: 50 100      
ДЗ          
ДЗ          
ДЗ          
М 5 5.1. Подготовка и посещение лекций 7 14 Апрель – июнь  


5.2. Выполнение практических заданий 6 12 Апрель – июнь    
5.3. Выполнение практических заданий для СР  

Апрель – июнь    
5.3.1. Геолого-геохимические термины и понятия в школьном курсе географии 4 8 1-я неделя апреля    
5.3.2. Тектоническая карта мира: номенклатура докембрийских структур (карта) 5 10 2–3-я недели апреля    
5.3.3. Тектоническая карта мира: номенклатура палеозойских и мезозойских структур (карта) 5 10 4-я неделя апреля    
5.3.4. Тектоническая карта мира: номенклатура кайнозойских структур (карта) 5 10 1–2-я недели мая    
5.3.5. Литосферные плиты их границы и направление смещения на тектонической карте мира (карта) 6 12 3–4-я недели мая    
5.3.6. Конспект «Геохимическая загрязненность долин рек Ангары и Иркута в районе г. Иркутска» 4 8 1–2-я недели июня    
5.4. Рубежный контроль по модулю (тест) 8 16 2-я неделя июня    
Итого: 50 100      
ДЗ          
ДЗ          
ДЗ          
М 6 Итоговый экзамен 50 100 3–4-я недели июня    

Всего баллов за весь курс

300

600      
  ДЗ          
  ДЗ          
  ДЗ          

Дополнительные задания (ДЗ) определяются бакалавром самостоятельно или согласуются с преподавателем.

Программа итогового контроля

Цель: контроль качества и глубины усвоения учебного материала.

Задачи:
— контроль системы теоретических знаний в области геологии;
— контроль практического применения системы знаний;
— контроль навыков практической работы;

Требования:
— обладать системой знаний основ геологии (факты, основные понятия, теории, законы) в объеме программы;
— владеть понятийным аппаратом курса геологии;
— уметь применять полученные знания при решении практических задач;
— владеть простейшими навыками практической работы.

Критерии оценки знаний студентов:
«Отлично» — студент выполнил задание или ответил на вопрос в полном объеме и на высоком теоретическом уровне. Общий уровень ответа — продуктивный.
«Хорошо» — студент выполнил задание или ответил на вопрос полностью, но при этом допускал не принципиальные погрешности. Общий уровень ответа близок к продуктивному.
«Удовлетворительно» — студент выполнил задание или ответил на вопрос, но при этом были допущены принципиальные химические ошибки. Или: при выполнении задания студент обнаружил невысокий уровень владения химическими понятиями или недостаточную развитость основных химических знаний и умений. Общий уровень ответа — репродуктивный.
«Неудовлетворительно» — студент не справился с заданием. Или: задание выполнено, но не соответствует параметрам оценки, приведенным выше. Или: студент отказался отвечать на вопросы. Общий уровень ответа — ниже репродуктивного.

Вопросы к экзамену


  1. «Эра» раннего существования земной коры до образования гидросферы (лунная). Архейский акрон в развитии Земли.
  2. Альпийский тектогенез и области его проявления — альпиды на тектонической карте Мира.
  3. Вертикальные колебательные движения земной коры, методы их фиксации (палеогеографический, геодезический, археологический).
  4. Внутреннее строение Земли.
  5. Воды напорные и безнапорные. Артезианские воды. Нарисовать в разрезе.
  6. Вулканизм. Типы вулканических излияний и формы эффузивных тел.
  7. Географическое распространение вулканов. Чем объясняется их закономерное расположение?
  8. Геохронология и стратиграфия, методы определения возраста геологических образований (радиологические, метод ленточных глин, палеонтологический, стратиграфический, петрографический и др.).
  9. Геохронология, развитие органического мира, климатическая зональность и полезные ископаемые в кайнозое.
10. Герцинский тектогенез, время его проявления. Структура земной коры на конец перми. Герциниды на тектонической карте Мира.
11. Глубинные разломы и рифтовые зоны Земли. Трещиноватость. Элементы залегания трещин. Показать на макете.
12. Дать понятие о геологической фации и формации. Группа субакватических отложений континента. Привести 3–4 примера горных пород.
13. Влияние физико-географической обстановки на состав осадков. Группа субаэральных отложений континента. Привести 3–4 примера горных пород.
14. Дать определение минерала. Охарактеризуйте основные физические свойства минералов и продемонстрируйте примеры свойств на конкретных минералах. Методы определения твердости минералов. Минералы шкалы Мооса.
15. Дизъюнктивные нарушения и их типы. Основные элементы дизъюнктивов.
16. Метаморфизм и его основные факторы. Динамический (дислокационный) метаморфизм. Примеры горных пород. Бластомилониты.
17. Геологическая деятельность моря. Древние морские фации. Привести примеры.
18. Землетрясения, их характеристика и географическое распространение.
19. Земная кора континентального типа и основные структуры в ее пределах.
20. Земная кора океанического типа и основные структуры в ее пределах.
21. История Земли в мезозое. Геохронология. Общая характеристика растительного и животного мира. Полезные ископаемые.
22. История четвертичных оледенений Евразии. Границы максимального оледенения континентов. Типы оледенений четвертичного периода. Причины ледниковых эпох.
23. Как подразделяются все геологические процессы? Круговорот вещества в природе.
24. Каледонский тектогенез, время его проявления. Распространение каледонид на тектонической карте Мира.
25. Кварц и его разновидности (аметист, раухтопаз, морион, халцедон, агат, яшмы и др.).
26. Классификация терригенных пород по крупности обломков. Их характеристика (состав, форма обломков, степень цементации). Примеры.
27. Контактовый метаморфизм (сделать зарисовку). Роль метасоматоза. Гидротермальные и пневматолитовые изменения, грейзены, скарны.
28. Континентальные фации. Их подразделение. Ледниковые континентальные отложения.
29. Кора выветривания. Гумидный, аридный, нивальный типы выветривания. Солифлюкция.
30. Корразия и дефляция.
31. Кристаллическая решетка, ее типы. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Примеры.
32. Литогенез. Стадии литогенеза.
33. Литосферные плиты Земли и их границы.
34. Магма и ее типы. Процессы кристаллической (магматической) дифференциации и ассимиляции.
35. Горные породы, их классификация. Магматические породы и их классификация. Показать образцы основных представителей групп.
36. Мезозойский (киммерийский) тектогенез. История развития Гондваны в мезозойскую эру. Мезозоиды на тектонической карте Мира.
37. Назвать сингонии и объяснить метод их определения. На моделях кристаллов показать простые формы и их комбинации.
38. Назовите древние докембрийские платформы и покажите их границы, щиты и плиты на них и их выраженность в рельефе.
39. Назовите и покажите на тектонической карте современные подвижные пояса.
40. Несогласия, их значение и типы.
41. Океаны, складчатые области, платформы, их историческая связь.
42. Оползни, их строение и причины возникновения.
43. Отложения озер и болот. Паралические и лимнические угли.
44. Охарактеризуйте лагунные фации.
45. Платформы, их строение и стадии развития. Щиты, плиты, синеклизы, антеклизы и краевые прогибы.
46. Пликативные дислокации. Основные элементы складок. Показать на рисунках.
47. Подземные воды и их происхождение, геологическая деятельность.
48. Подразделения геохронологической шкалы и их стратиграфические соответствия.
49. Построить разрез по геологической карте с горизонтальным залеганием горных пород. Признаки горизонтального залегания на геологических картах.
50. Признаки наклонного залегания пород на карте. Построить разрез по карте.
51. Признаки складчатого залегания пород на карте. Построить разрез по карте.
52. Продолжительность и стратиграфическая расчлененность докембрия.
53. Продукты извержения вулканов. Поствулканические процессы и их продукты.
54. Протерозойский акрон в развитии Земли.
55. Развитие органического мира в венде.
56. Региональный метаморфизм. Примеры. Ультраметаморфизм.
57. Рубеж мезозоя и кайнозоя и его геоисторическое значение.
58. Силикаты, их классификация и основные представители. Показать образцы.
59. Симметрия кристаллов. Основные элементы симметрии. Определить элементы симметрии на 2-х моделях кристаллов.
60. Складчатые пояса докембрия на тектонической карте Мира.
61. Созидательная и разрушительная деятельность поверхностных текучих вод.
62. Стратиграфическое и породообразующее значение ископаемых простейших.
63. Строение вулканов (нарисовать разрез вулкана), и их типы: трубки взрыва, байдайсанский, пелейский, везувианский, гавайский.
64. Строение иглокожих. Привести примеры их основных представителей.
65. Структура земной коры в начале кайнозойской эры.
66. Структура земной коры к началу раннего палеозоя. История развития Земли в палеозое: геохронологические подразделения, развитие органического мира, полезные ископаемые.
67. Структуры и текстуры интрузивных магматических горных пород.
68. Структуры и текстуры метаморфических горных пород, их минеральный состав.
69. Структуры и текстуры эффузивных пород. Приведите примеры на образцах.
70. Существующие классификации минералов. Классификация минералов по химическому составу. Показать образцы основных представителей классов: самородных, сульфидов, фосфатов и т. д.
71. Тектонические движения земной коры. Колебательные (эпейрогенические) движения, их свойства и признаки.
72. Типы ледников. Ледниковые отложения. Метод ленточных глин.
73. Трансгрессии и регрессии моря — результат колебательных движений земной коры.
74. Формы нахождения минералов в природе. Примеры.
75. Характеристика сульфатов (гипс, ангидрит, мирабилит, барит).
76. Хемогенные и органогенные осадочные горные породы. Приведите примеры с образцами.
77. Что такое полиморфизм и изоморфизм? Примеры.
78. Что такое складчатые области и платформы? Нарисовать их строение в разрезе.
79. Эволюция атмосферы и гидросферы в докембрии.
80. Элементы залегания пластов пород. Показать на модели. Элементы слоя.
81. Элементы строения головоногих моллюсков. Привести примеры.
82. Элементы строения и представители ископаемых плеченогих.
83. Элементы строения кишечнополостных. Привести примеры.
84. Эпигерцинские, эпикаледонские, эпимезозойские платформы (породами какого возраста сложены их фундамент и чехол). Привести примеры.
85. Эпиплатформенный орогенез, формы его проявления на древних и молодых платформах.
86. Эрозионная, аккумулятивная и транспортирующая деятельность рек: горных и равнинных.





Рекомендована:
на заседании кафедры географии ВСГАО
Протокол № 13 от 4 мая 2010 г.







В начало



На главную страницу
© 2008–2011,   С.Н. Коваленко, кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО. Все права защищены.