На главную

Назад
Адреса кафедры
E-mail
Наша фотожизнь
Фотоальбом

В помощь магистру

Ссылки на общеобразовательные ресурсы Интернета:

1. Офисный бесплатный пакет программ, подобных MS Office — OpenOfficce.org.

2. Библиотека ВСГАО — http://igpu.ru/biblioteka.

3. В помощь обучающемуся в ВСГАО — http://igpu.ru/studentu.

4. Библиотека IQLIB. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий — http://www.iqlib.ru.

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — eLIBRARY.RU

6. Википедия — http://ru.wikipedia.org — свободная универсальная энциклопедия.

7. www.dissers.ru — http://www.dissers.ru — бесплатная научная библиотека авторефератов диссертаций.

8. gpntb.ru — http://gpntb.ru/ — сайт государственной публичной научно-технической библиотеки России.

9. translate.google.com — переводчик Google — online-переводчик.

10. Просто хороший в познавательном смысле САЙТ1http://geobotany.narod.ru.

11. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. Лопатина — http://orthographia.ru/.




Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Е      П О С О Б И Я
сотрудников каф. географии



Глушкова А.Д. Модернизация школьного географического образования: Электронное пособие // Иркутск: Учебный портал открытого университета ВСГАО.—http://www.do.igpu.ru. — 76 с.

Изучить пособие можно [ЗДЕСЬ]

Коваленко С.Н. Геология и геохимия: Электронное пособие // Иркутск: Учебный портал открытого университета.— http://www.do.igpu.ru. — 144 с.

Изучить пособие можно [ЗДЕСЬ]

Коваленко С.Н. Лабораторный определитель минералов, пород, беспозвоночных ископаемых и фаций: Электронное пособие // Иркутск: 2009.— 148 с.

Изучить пособие можно [ЗДЕСЬ]

Мадасова А.А. Политическая карта мира: практикум.— Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т. — 84 с.

Загрузить PDF-файл пособия можно [ЗДЕСЬ]

Мадасова А.А. Природные ресурсы мира: практикум.— Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т. — 40 с.

Загрузить PDF-файл пособия можно [ЗДЕСЬ]

Коваленко С.Н., Агафонов Б.П. Геоморфологическая практика в окрестностях г. Иркутска: учеб. метод. пособие.— Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т. — 148 с.

Загрузить PDF-файл пособия можно [ЗДЕСЬ]



Современный урок географии


(Глушкова А.Д. Записки кафедры географии естественно- географического факультета ИГПУ.– Иркутск: ГОУ ВПО «Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.-Выпуск 3.– С. 6–11)




Содержание

В период социально-экономических, идеологических изменений в обществе происходит переоценка системы ценностей, нравственных идеалов, которая обязательно отражается в работе школы.

Произошла переориентация целей обучения, главная из которых –– формирования активной, творческой личности. «Цель –– идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель определяет и регулирует человечесую деятельность». (Энциклопедический словарь, 1985г.).

Вклад школьной географии в развитие личности определяется И.В. Душиной тем, что:

— изучение географии закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями «место», «район», «территория», с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства; (география учит мыслить на трех уровнях, «играть» масштабами; Земля, регион, свой край, своя местность;

— изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

— география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащаихся: «я житель», «я работник», «я исследователь», что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

— современный облик Земли рассматривается в процессе изучения предмета как результат длительного процесса развития географической оболочки, на текущем этапе развития которой деятельность человечества приобрела характер геологической силы;

— только в процессе изучения географии школьники овладевают особым универсальным языком общения — умением пользоваться географической картой, которое входит в ранг элементов культуры; знания карты, по выражению А.М. Берлянта, все больше становится так же необходимы, как знания грамматики и математики;

— география вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутрепнюю установку на создание целостных образных представлений, а также способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;

––– возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, для развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли.

Современный урок географии должен быть таким, чтобы все учащиеся имели возможность быть не просто «поглотителями» знаний, но и умели добывать знания сами, т.е. при поурочном планировании необходимо главный акцент делать на организацию самостоятельной деятельности детей.

В.П. Максаковский так представляет характерные черты традиционного и прогрессивного стилей обучения.


Традиционный стиль

Прогрессивный стиль

1. Четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

1.Интегрирование учебного материала и разнообразие форм построения урока.

2. Учитель выступает в роли передатчика знаний.

2. Учитель выступает в роли организатора.

3. Ученик играет пассивную роль.

3. Ученик играет активную роль.

4. Ученик не участвует в конструрировании урока.

4. Ученик участвует в конструрировании урока.

5. Акцент делается на память, заучивание и повторение.

5. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

6. Учительпостоянно оценивает знания учеников.

6. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

7. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

7. Формирование знаний происходит по свободной системе.

8. Применяется постоянная проверка знаний учеников.

8. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

9. Акцент делается на соревновательность между учениками.

9. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

10. Обучение происходит в рамках класса.

10.Обучение не ограничивается только классом.

11.Слабый акцент на творческое начало.

11. Сильный акцент на творческое начало.


Традиционный и современный уроки различаются по следующим показактелям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –– формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Разница в формулировке целей убедительно представлена Л.М. Панчешниковой:


Цели урока

Вариант 1

Вариант 2

1. Дать знания о главных чертах географического положения, природных условий и ресурсов Сибири

1. Обосновать, можно ли Сибирь рассматривать как особый природно-исторический и экономический район

2. Обеспечить усвоение региональных различий на территории Сибири

2. Продолжить развитие умения решить доступные экономико-географические и эколого-географические проблемы

3. Закрепить и усовершенствовать умения составлять характеристику географического положения территории, давать оценку природных условий и ресурсов, составлять характеристику отраслей хозяйства

3. Способствовать выработке положительного отношения и умений коллективной учебной работы

4. Ознакомить с перспективами развития Сибири

4. Стимулировать эмоциональное отношение, заинтересованность в решении социальных и экологических проблем Сибири, в перспективах развития этой части России


Целью современного урока географии является воспитание у учащихся социальной активности, умения осмыслить события, принимать самостоятельные решения, анализировать, прогнозировать, способность и желание к непрерывному самообразованию.

В реализации целей обучения ведущая роль принадлежит мотивации обучения, суть которой в том, чтобы учащиеся четко представляли себе для чего они изучают данную тему, почему эти знания необходимы лично для каждого из них. Успех реализации мотивации обучения несомненно в руках учителя, т.е. в его компетентности, уровня творческого педагогического мастерства.

Второй показатель заключается в изменении роли и функции учителя на уроке. Если на традиционном уроке учитель –– передатчик информации, то на современном –– организатор учебной деятельности, помощник, консультант.

Изменяются и отношения между учителем и учащимися: если на традиционном уроке преобладает авторитарный стиль общения, то на современном –– имеет место сотрудничество, которое выражается в выборе различных форм проведения урока, оценки результатов, а, возможно, передача некоторых функций учителя ученику.

Логика построения процесса обучения на современном уроке заключается в ином распределении времени, т.е. основная обучающая часть урока приходится на самую её продуктивную часть –– начало урока. Возможно слияние отдельных этапов урока с целью научить применению знаний и умений в процессе решения учебных задач, осуществления проверки усвоения, осмысления запоминания нового.

Современный урок может выходить за рамки расписания, если он носит межпредметный характер.

В практике учителей географии школ г. Иркутска (ср. шк. № 80) проводятся межпредметные (интегрированные) уроки географии в рамках двух и более предметов (биология, история, английский язык, музыка).

Урок может быть проведен и в музее, библиотеке, пришкольном участие, на экскурсии.

Велика роль коллективной учебной деятельности учащихся, т.к. в процессе сотрудничества учащихся, т.к. в процессе сотрудничества у детей формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникабельность, возможности оценить себя в роли руководителя и подчиненного, что важно не только для школьного возраста, но и сослужит хорошую службу в жизни.

Для возможно полного представления о признаках современного урока предлагается таблица Л.М. Панчешникова.



Признаки

Современного урока

Традиционного урока

1. Направлен прежде всего на формирование личности учащегося

1. Внимание сосредоточено на усвоение знаний и умений, а воспитание и развитие школьников зачастую осуществляется спонтанно, вне руководства учителя

2. Учитель выступает прежде всего как организатор учебной познавательной деятельности учащихся, как их помощник и консультант

2. Главная функция учителя состоит в передаче учащимся информации и создании условий для ее усвоения

3. Сотрудничество между учителем и учащимся, большое внимание к мотивации, деятельности школьников

3. Преобладание авторитарного стиля в общении учителя с учениками

4. Центральное место занимает применение знаний и умений в процессе решения учебных задач на всех этапах урока (усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка знаний, умений). В результате происходит как бы слияние различных этапов и функций урока, их синтез, направленный на активизацию учебного процесса

4. Четкое разграничение этапов проверки, изучения нового материала и его закрепления. В результате этого применение знаний и умений не становится центром учебного процесса

5. Происходит общение между учащимися в процессе учебной работы, организуется коллективная учебная деятельность

5. Общение между учащимися в учебном труде отсутствует. Преобладает общение: учитель –– класс или учитель –– ученик

6. Современные подходы не исключают межпредметных уроков, проводимых двумя-тремя учителями разных учебных предметов

6. Урок строго ограничен рамками учебного предмета и расписанием

7. Наряду с содержанием образования важную роль в воспитании и развитии учащихся играют методы обучения (например, исследовательский, проблемное обучение) и организационные формы (особенно коллективные)

7. Развивающим и воспитывающим фактором служит главным образом содержание образования

8. Урок тесно связан с такими формами организации обучения, как экскурсии, полевые практикумы, работа на экологической тропе, в микрозаповедниках

8. Урок представляет собой весьма замкнутую систему

9. Ассимилирует некоторые элементы, которые традиционно считались признаком других форм и противопоставлялись уроку. В результате возникли такие противоречивые с точки зрения формальной логики образования, как урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция и др.

9. Сохраняет привычную форму

10. Характерна передача учащимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы планирования работы

10. Учитель сохраняет все свои функции


Литература


1. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 203с.

2. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

3. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; Под ред. Л.М. Панчешниковой.– М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.





В начало



На главную страницу
© 2008–2014,   кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО. Все права защищены.