На главную

Назад
Адреса кафедры
E-mail
Наша фотожизнь
Фотоальбом

В помощь учителю

Рисунок
Кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО
Тел. (3952) 24-04-91
E-mail: kaf-geo@mail.ru


Ссылки на общеобразовательные ресурсы Интернета:

1. Офисный бесплатный пакет программ, подобных MS Office — OpenOfficce.org.

2. Библиотека ВСГАО — http://igpu.ru/biblioteka.

3. В помощь обучающемуся в ВСГАО — http://igpu.ru/studentu.

4. Библиотека IQLIB. Электронная библиотека образовательных и просветительских изданий — http://www.iqlib.ru.

5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — eLIBRARY.RU

6. Википедия — http://ru.wikipedia.org — свободная универсальная энциклопедия.

7. www.dissers.ru — http://www.dissers.ru — бесплатная научная библиотека авторефератов диссертаций.

8. gpntb.ru — http://gpntb.ru/ — сайт государственной публичной научно-технической библиотеки России.

9. translate.google.com — переводчик Google — online-переводчик.

10. Просто хороший в познавательном смысле САЙТ1http://geobotany.narod.ru.

11. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. Лопатина — http://orthographia.ru/.



Требования к методической подготовке учителя географии



Учитель должен решать следующие профессиональные задачи

— опираться на теоретические психолого-педагогические и методические знания при решении практических учебно-воспитательных задач;

— при планировании и осуществлении учебного процесса ориентироваться на личность ребёнка, его мотивы, познавательные интересы;

— вносить в содержание обучения, опережающие события современной жизни, особенности местной географии, условия обучения в классе, разрабатывать авторские программы;

— при оценке эффективности обучения не ограничиваться усвоением знаний и умений; учитывать вклад урока в развитие и воспитания учащихся;

— вести работу над формированием у учащихся всех компонентов содержания школьной географии — знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру;

— планировать учебный процесс исходя из поставленных целей урока, прогнозировать познавательную деятельность учащихся;

— органически соединять обучение географии с жизнью, обсуждать на уроках актуальные события внутренней и внешней жизни;

— в процессе усвоения школьниками учебного материала концентрировать их внимание на пространственной дифференциации природной среды, географии населения и хозяйства;

— формировать у учащихся комплексный подход к рассмотрению географических объектов и процессов как важное условие их развития и становления научного мировоззрения;

— осуществлять экологическое и экономическое воспитание;

— отбирать средства обучения в соответствии с его целями;

— выбирать учебник и рационально его использовать;

— применять различные приёмы работы с картой;

— проводить уроки с применением современных ТСО;

— сочетать передачу готовой информации с организацией самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской, включать проблемное обучение;

— планировать и проводить уроки с разной дидактической целью;

— включать коллективные формы обучения (групповую работу, ролевые игры, модульное обучение, использование опорных конспектов, проектную деятельность);

— использовать в старших классах лекционно-семинарскую форму обучения;

— создавать индивидуальные планы обучения, осуществлять дифференцированный подход к учащимся в рамках урока, экскурсии, внеклассной работы;

— организовать работу учащихся на местности;

— осуществлять внутри- и межпредметные связи;

— научно организовать свой труд при подготовке урока, в кабинете географии;

— вести внеклассную работу, быть организатором экскурсионно-туристической работы в школе;

— заниматься самообразованием.


Учитель должен знать:

— место методики обучения географии в системе педагогических наук, методы исследования, практическое значение;

— цели школьной географии, её вклад в общее среднее образование;

— структуру и содержание школьной программы по географии, альтернативные концепции содержания;

— современные требования к организации учебной познавательной деятельности учащихся;

— типологию методов обучения географии с учётом характера познавательной деятельности учащихся;

— систему средств обучения географии и дидактические особенности каждого вида этих средств;

— уникальная роль карты в процессе обучения географии как модели реального мира: значение аэро- и космических снимков для школьного обучения;

— особенности и тенденции развития урока географии, формы организации учебной деятельности учащихся на уроках географии;

— суть краеведческого принципа обучения, его отражение в программах и учебниках, пути осуществления в учебном процессе;

— содержание и организация учебных экскурсий;

— требования к оснащению кабинета географии, географической площадки, экологической тропы;

— значение и пути дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.


«Модернизация школьного географического образования» — новое учебное пособие по методике и технологии обучения географии в школе

(Глушкова А.Д., ст. преп. каф. географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО)


В учебном плане бакалавриата по специальности «география» предусматривается обязательный курс по использованию современных педагогических технологий в обучении географии в школе. Специфика проведения такого курса в том, что здесь необходима обязательная связь теории и практики. С теоретической частью дело обстоит традиционно: слушай-записывай, но без практического подтверждения теории знания носят сугубо формальный характер. Всегда есть необходимость при намерениях перейти к практической деятельности вернуться к первоисточнику и не один раз. К сожалению, мы не всегда имеем под рукой всю необходимую литературу, тогда на помощь нам приходит современная техника, т.е. компьютер, а именно ВП ВСГАО по адресу http://do.igpu.ru

Для реализации такой возможности в ВП ВСГАО создано новое учебное пособие «Модернизация школьного географического образования», характеристику которого представляет автор.

Современный этап развития школы и деятельности учителя в ней требует коренных изменений в подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Триединая цель обучения: обучение, развитие, воспитание, традиционно не выделяла ни одну из её составляющих, но требования времени меняют существовавшее ранее. Обучение географии, равно как и других школьных предметов, должно быть направлено на реализацию главной цели образования- воспитание активной творческой личности, а это значит, что основой учебного процесса должно стать развитие.

Изменения в системе образования носят и социальный характер по причине быстро изменяющейся картины мира: происходят глубокие изменения во всех странах мира в социально-экономической, политической, культурной жизни, которые, конечно же, присущи и нашей стране — России. Мы живем в постоянно изменяющемся и наполняющемся информационном пространстве, которое диктует необходимость изменения взглядов на привычное, традиционное.

Система образования в странах мира призвана способствовать решению задач социально-экономического и культурного развития, стало быть, главная цель школы — подготовить человека к активной деятельности в разных сферах экономической, социальной, политической, культурной жизни страны.

Американский педагог И. Гудлэд выделяет главные цели, которые отвечают современным требованиям к школе:

— овладение учащимися базовыми навыками и фундаментальными процессами (чтение, письмо, речь, математические понятия и действия);

— интеллектуальное развитие (развитие мышления, умение решать проблемы, — способность к самостоятельному суждению и принятию решений);

— подготовка к выбору профессии и дальнейшему образованию;

— формирование позитивной Я-концепции и навыков межличностных взаимоотношений;

— развитие творческих способностей;

— эмоциональное и физическое развитие;

— нравственное воспитание.

Полат Е.С. предлагает следующий путь совершенствования российского образования:

«… общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX–середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

…решить эти задачи не представлялось возможным при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения…

…условия, которые смогут обеспечить (решение задач):

— вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретённых знаний на практике и чёткого осознания, где, как, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

— совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем…

— широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

— свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира…

— постоянных испытаниях своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.»

Цель настоящего пособия познакомить студентов, учителей с основными направлениями модернизации географического образования, её содержанием, возможностями использования достижений современной методической науки на уроках географии. У учителя и студента есть возможность выбора из предложенных методов и приёмов того, что наиболее приемлемо для конкретного урока, классного коллектива, школы, широкое поле деятельности для творчества.

В период перехода российской школы на профильное обучение знания о составляющих процесса модернизации школьного географического образования бесспорно необходимы, дают повод к размышлению, проведению анализа собственной деятельности, принятию решений по совершенствованию своего методического мастерства, желанию вступить в диалог, дискуссию.

Первая глава учебника «Модернизация школьного географического образования» полностью основана на материалах презентации учёного-методиста, доктора педагогических наук, автора школьных учебников географии И.И. Бариновой, учебных пособий ведущих учёных-географов и методистов Н.Н. Баранского, И.В. Душиной, В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой, методика формирования глобального мышления учащихся заимствована из работ Алексашиной А, Б, Лиферова А.П., Колкера Я.М., Устиновой Е.С., а также Ю.Н. Кулюткина, Е.Б.Спасской, опыта работы учителя географии МОУ №34 г. Иркутска Гридневой О.В., отображённой по материалам презентации. Здесь же использовано содержание книги для преподавателей П.Е.Решетникова, а также опыт работы учителей – выпускников и преподавателей кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО естественно-географического факультета ВСГАО.

Вторая глава –на основе учебников и учебных пособий ведущих учёных-географов и методистов Н.Н. Баранского, И.В. Душиной, В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой, а также Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской.

Содержание всей третьей главы взято из пособия для учителей и студентов педагогических институтов и университетов «Методика и технология обучения географии» И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней, так как качество, полнота, востребованность изложенного материала бесспорна.

В главе четвёртой использовано содержание книги для преподавателей П.Е.Решетникова, а также опыт работы учителей – выпускников кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО естественно-географического факультета ВСГАО.

В состав методологической основы вошли труды А.В. Даринского, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, статьи научно-методического журнала «География в школе» и др.

Составители Глушкова А.Д., с участием Борисенко Е.Ю., Гридневой О.В., Коваленко С.Н., Семёновой Маши, Салимовой Татьяны не претендуют на авторство.



Школьное географическое образования сегодня находится на стадии модернизации, что выражается в выдвижении новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитанию и развитию обучающихся.

Переход системы образования на профильную подготовку диктует значительные совершенствования в методике обучения географии.

Существуют в настоящее время три уровня преподавания предмета: минимальный (А), повышенный (В), высший (С). Такое распределение связано с появлением образовательных учреждений разных типов: гимназий с углублённым изучением предмет общеобразовательных.

Соответственно меняются требования к методической подготовке и ныне работающих учителей и студентов. Современный учитель должен владеть соответствующими знаниями и умениями для решения главной цели обучения: формирование активной творческой личности, способной самостоятельно добывать знания, решать проблемы, принимать решения, уметь общаться, иметь чувство причастности к жизни человеческого сообщества, гармоничных отношений с природой, миром в целом и самим собой.

Представляем возможность ознакомиться с содержанием предлагаемого пособия:

Введение

Глава I. Модернизация школьного географического образования……….4

1.1. Основные направления модернизации школьного географического образования…….4

1.2. Структура и содержание предмета на разных уровнях преподавания (А, В, С) в общеобразовательной школе и профильных учебных заведениях( основные курсы и курсы по выбору)…….5

1.3. Требования к методической подготовке учителя географии

1.3.1. Профессиональные задачи учителя…….7

1.3.2. Знания учителя, необходимые для решения проблемы модернизации

1.4. Современный урок географии…….9

1.4.1. Основные черты и тенденции развития современного урока.

1.4.2. Сравнительная характеристика традиционного и современного уроков…….10

1.5. Развитие глобального мышления обучаемых…….15

1.6. Организация научно-исследовательской деятельности школьников…….17

1.6.1. Методика организации исследовательской работы школьников…….17

1.6.2. Требования к оформлению исследовательской работы…….20


Глава II. Технология и методика обучения географии…….21

2.1. Понятие «педагогическая технология…….21

2.2. Современные технологии обучения географии…….24

2.2.1. Модульная технология…….28

2.2.2. Технология проблемного обучения…….35

2.2.3. Технология применения опорных логических конспектов (сигналов)…….44

2.2.4. Игровая технология…….46

2.2.5. Технология проектной деятельности школьников…….54


Заключение

Рекомендуемая литература

Глоссарий


Представляем краткое описание наиболее важных разделов электронного учебника.

Содержание учебного пособия раскрывает основные направления модернизации школьного географического образования:

  • Усиление гуманитарной направленности.

  • Личностно-ориентированное обучение.

  • Разгрузка школьника (на 30%).

  • Деятельностный подход.

  • Востребованность результатов обучения в жизни.

  • Вариативность.

  • Преемственность.

  • Целостность образования.

Основная задача географии:

изучение пространственно-временных взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными объектами.

Уникальность географии:

— принадлежность одновременно к общественному и естественному циклу дисциплин;

— мировоззренческое значение;

— особый метод познания — территориальный подход.

Для реализации главной цели образования — формирование активной творческой личности, процесс обучения должен быть таким, чтобы дети на уроках имели возможность развивать свои творческие способности, а для этого необходимо грамотно организовать их активную самостоятельную познавательную деятельность. При поурочном планировании необходимо предусмотреть все возможные варианты для организации такой деятельности и применение современных педагогических технологий или хотя бы их элементов на начальном этапе освоения и реализации современных методов обучения, что раскрыто в разделе «Современный урок географии». В период социально-экономических, идеологических изменений в обществе происходит переоценка системы ценностей, нравственных идеалов, которая обязательно отражается в работе школы.

Произошла переориентация целей обучения, главная из которых — формирования активной, творческой личности. «Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель определяет и регулирует человеческую деятельность». (Энциклопедический словарь, 1985 г.).

Особенно актуальной сегодня является организация исследовательской деятельности школьников. Научно-исследовательская деятельность-дело непростое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологического и методического планов. В противном случае мы имеем дело не с исследовательской работой, а компилятивной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной. Работа может быть признана исследовательской только в том случае, если на лицо представлен личный вклад в дело исследования и показана его практическая значимость и с этими требованиями учащихся может познакомить, конечно же, только учитель.

В учебном пособии раскрываются также проблемы глобальности в образовании, касающиеся конкретно школьной географии, хотя не исключается и вузовская.

К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

Главное в глобальном образовании –– воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей

Вторая глава раскрывает понятие «педагогическая технология» и представляет описание наиболее применяемых сегодня.

Все чаще вместо методики употребляется термин «технология обучения». Это новое направление в педагогике, которое разрабатывает оптимальные обучающие системы, занимается проектированием по-разному организованных учебных процессов.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Технология обучения основана на идее полной управляемости учебным процессом.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, которое имеет четко заданный результат.

Традиционная методика допускает не очень жесткую постановку целей, не предлагает жесткой управляемости учебным процессом. Обучающие операции в методике — область педагогического творчества учителя, обратная связь слаба, а оценки учебных достижений школьников нередко субъективны.

Вот почему с помощью технологий педагоги стремятся превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами» (Кларин М. В.). Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуются так, что все действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

К особым чертам технологии обучения относят:

— разработку диагностично поставленных целей обучения;

— направленность на гарантированное достижение учебных целей;

— оперативную обратную связь посредством диагностирующих проверочных работ;

— обязательную оценку текущих и итоговых результатов обучения;

— воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

В технологиях обучения цели ставятся диагностично, т. е. их определяют через результаты, выраженные в действиях школьников. Эти действия учитель может измерить и оценить. В традиционной методике цели ставятся неопределенно («дать знания о...» или «изучить климат...»), тогда как в технологии цели ставятся диагностично, они описываются через действия школьников в терминах: знают, понимают, применяют, объясняют, анализируют, оценивают, прогнозируют.

После формулировки диагностично поставленных целей весь учебный материал разбивается на смысловые блоки, подлежащие усвоению. К каждому блоку разрабатываются диагностирующие проверочные работы. Затем организуются обучение, проверка — текущий контроль (по типу «усвоил — не усвоил»), корректировка и повторная (иногда измененная) проработка и снова — обучение. И так до полного усвоения заданных смысловых блоков — учебных элементов.

Технология обучения предписывает учителю в плане урока указывать виды и способы своей деятельности и деятельности учащихся, предполагать возможные затруднения, «мыслительные ходы» школьников, планирует предполагаемые ответы на познавательные задачи, что позволяет ему как бы видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.

Существенная составляющая технологии обучения — диагностика результатов обучения, установление обратной связи, объективный контроль знаний. Реализация этой задачи связана с разработкой специальных измерителей и процедур измерения, усвоенных школьниками знаний. Поэтому технологии обучения нуждаются в создании текущих и итоговых стандартных заданий (тестов), рассчитанных на все виды целей и уровни обучения.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Это не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого и т. п. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями. Технология во многом ориентирована на обучение репродуктивного типа.

В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов, содержанием олимпиадных заданий, новинками географической и научно-методической литературы и многим другим.


Развитие глобального мышления обучаемых

(из опыта работы учителя географии МОУ СОШ №34 г. Иркутска Гридневой О.В.)

К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

Главное в глобальном образовании –– воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская):

1) направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);

2) направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);

3) включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.

Принципы глобального образования:

      • ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм);

      • непрерывность;

      • активизация познавательной деятельности;

      • поиск эффективных технологий;

      • целостность (холисткость);

      • достоверность;

      • органическое единство (когерентность);

      • интегративность.

Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:

  • эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);

  • толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);

  • коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);

  • кросс–культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);

  • способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.


Урок глобальной ориентации должен содержать следующие аспекты:


1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования:

  • формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

  • развитие кросс-культурной грамотности;

  • формирование эксцентрического экологического сознания;

  • формирование не предвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок через:

  • фактический материал глобального содержания;

  • надпредметность;

  • межпредметность;

  • отработку универсальных умений и навыков;

  • создание единой картины мира;

  • обучение правилам жизнедеятельности;

  • многообразную увлеченность;

  • атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;

  • активизацию процесса обучения.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология эпистем (или проблемно-познавательные темы), технология развивающего обучения, проблемно-модульная технология, технология сотрудничеств, технологии, способствующие развитию критического мышления, целостно-коммуникативный подход к обучению, технология ситуационного обучения (Кейс-стади), технология «Дебаты».


Глобально-ориентированный урок

Традиционный, тематический урок

Цель урока

Цель урока

Создание условий для формирования учебной деятельности, превращающей школьника в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии; формирование целостного мировосприятия путем комплексного подхода к изучаемому материалу. ЗУН – не самоцель, а средство развития личностных, социально-значимых качеств, компетенций (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих)

Вооружение обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в основе которых лежит предметная информация, предназначенная для запоминания, и шаблоны ее применения Цель носит декларативный характер

Процесс

Процесс

Учитываются особенности обучающихся, возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – диалог,

Отсутствует учет особенностей школьников, падает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – монолог,

ведущий способ организации деятельности – коллективная мыслительная деятельность и совместное творчество

монолог, ведущий способ организации деятельности – репродуктивная деятельность, воспроизведение ранее полученной информации

Функции и эффективность деятельности педагога

Функции и эффективность деятельности педагога

Ведущий, консультант, организатор, участник совместной деятельности, партнер. С одной стороны, экономия сил педагога (много работают сами учащиеся); с другой – большее время уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания

возрастает глубина понимания

Мотивация

внутренний мотив (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой)

Потребность

осознанная познавательная

Ведущий (главный солист). С одной стороны, затратность сил педагога на уроке; с другой – значительно меньше времени уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания

поверхностное понимание

Мотивация

внешний мотив (морально-дисциплинарный и авторитарно-дисциплинарный)

Потребность:неосознанная познавательная потребность

Отношение обучающихся к уроку

конструктивное

Отношение между педагогом и обучающимися

живая обратная связь

Отношение обучающихся к уроку

Равнодушное и ли конфликтное

Отношение между педагогом и обучающимися

формальная связь (через журнал)

Здоровьесберегающая направленность урока

Нет утомляемости и усталости Ценностное отношение к информации

понимание полезности информации

Здоровьесберегающая направленность урока

Усталость и утомляемость

Ценностное отношение к информации

бессмысленность и бесполезность информации

Результат (перспективный)

Развитый человек, способный самостоятельно адаптироваться в обществе и стать успешным и счастливым

Результат (перспективный)

Неразвитый человек (развитые ученики в традиционной системе появляются не благодаря, а вопреки системе, как исключение из правил). Большая часть неразвитых людей попадает на путь деградации


Медиаобразование как компонент общекультурной подготовки учащихся

(Глушкова А.Д., ст. преп. каф. географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО)


Работа с материалами периодической печати всегда планировалась в обучении географии, поскольку содержание курса экономической и социальной географии изменяется и дополняется в связи с постоянно изменяющихся политической, социально-экономической ситуаций в странах мира.

Особенно актуальной стала такая необходимость в настоящее время, когда экономика России встаёт на новый путь развития.

Положение дел с использованием материалов периодической печати объясняется и такой причиной, как невозможность в настоящее время в каждом доме иметь все необходимые печатные издания, но передачи телевидения принимают все. Выход из сложившейся ситуации таков: ориентировать детей на целенаправленный просмотр передач («Новости», «Вести», «Мир денег», «Их нравы», «Непутёвые заметки» и т.д.), определённые периодические (центральные и местные) издания, с которыми возможно ознакомиться в библиотеках. Но и здесь существует опасность своего рода: фактов и сообщений великое множество, зачастую противоречивых и задача учителя научить детей критически относиться к любой информации, порядком грамотной работы с печатными источниками и подготовкой сообщений на их основе.

Государственный образовательный стандарт, «Образовательная область «Земля», разработанный авторским коллективом под руководством академика РАО Ледневым В.С. выделяет следующие требования, имеющие медиаобразовательную направленность (в кратком изложении):

— излагать информацию, узнавать объекты и явления, запоминать местоположение, правильно следовать инструкциям;

— наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями, «считывать» географическую информацию, распознавать простейшие различия, перечислять, сравнивать данные наблюдений, пользоваться картой;

— описывать, составлять простые карты, схемы, излагать собственные наблюдения;

— объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными факторами и явлениями;

— прогнозировать, уметь формулировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения.

Организация учебного процесса предполагает обязательную проверку знаний и умений. Л.С. Зазнобина, автор концепции тестового контроля по вопросам медиаобразования, предлагает учитывать следующие функции, связанные с проверкой умений пользоваться материалами масс-медиа:

— понимать задания в различных формулировках и контекстах;

— находить требуемую информацию в различных источниках ( в том числе в сети Интернет);

— систематизировать информацию по заданным признакам;

— визуальную информацию переводить в вербальную и наоборот;

— трансформировать информацию;

— аргументировать собственные высказывания;

— находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

— составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

— вычленять главное в информационном сообщении;

— составлять план информационного сообщения;

— извлекать из предложенной информации данные и представлять её в табличной или другой форме.

Здесь приведён далеко не полный перечень дидактических приёмов, связанных с проверкой умений пользования средствами массовой информации из предложенной концепции названного автора, который может быть дополнен учителем в процессе использования технологии медиаобразования.

К сожалению, в практике работы школы технология медиаобразования не получила широкого применения, есть необходимость ввести изучение таковой в содержание курсов повышения квалификации учителей географии.


Литература

1. Новожеин И.В. Дидактические материалы по медиаобразованию, интегрированному в курс экономической и социальной географии Российской Федерации // География в школе.– 1997.– №7.




Возможности организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии


(Глушкова А.Д. Проблемы естественнонаучного образования: Сборник науч. трудов.- Иркутск; Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та)


Научно-исследовательская деятельность-дело не простое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологического и методического планов. В противном случае мы имеем дело не с исследовательской работой, а компилятивной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной. Работа может быть признана исследовательской только в том случае, если на лицо представлен личный вклад в дело исследования и показана его практическая значимость и с этими требованиями учащихся может познакомить, конечно же, только учитель.

Главной целью географического образования является формирование активной творческой личности. Вклад школьной географии определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. География — единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей.

Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства Иркутской области, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе.

Анализ докладов, представляемых на научно-практические конференции школьников позволяет сделать следующие выводы:

— отмечается повышение интереса к изучению проблем природоохранного и экологического плана Иркутской области, озера Байкал;

— радует участие родителей в организации и проведении совместных с учителями и детьми исследований (лицей№36, МОУ СШ №24);

— довольно высокий уровень выполнения некоторых исследований (к сожалению, таких работ очень незначительное количество).

Каковы причины того, что многие детские работы не могут получить достойной оценки, потратив на подготовку доклада много времени и сил и ожидающие справедливого поощрения за свою работу, которую они могли бы и не делать? Не отбиваем ли мы, преподаватели, учителя, интерес к нашему предмету, желанию овладеть простейшими навыками и умениями исследовательской работы? Ведь вполне возможно, что для многих детей, приобщающихся к науке со школьной скамьи, это может стать делом всей жизни. Исходя из создавшейся ситуации, определяем цель: познакомить учащихся с основами учебно-исследовательской деятельности, т.е. выбрать тему исследования, составить план исследования, картотеку литературы, сделать краткие конспекты по теме исследования, доклад или реферат, составить вместе с учителем программу работы, провести экспериментальную работу, обработать результаты исследования, оформить работу для защиты, подготовить речь для защиты, оформить приложение к работе, защитить в присутствии экспертной комиссии в соответствии с требованиями проводимого мероприятия. Ведущая роль в организации и проведении исследования, конечно же, принадлежит учителю, равно как и успех или неуспех ученика они делят поровну.

Анализируя доклады учащихся, экспертная комиссия отмечала в достойных по содержанию работах значительные недоработки в оформлении, значительно снижающих их достоинство.

Далее, в качестве напоминания, предлагаются общепринятые правила структуры исследовательской работы и рекомендации по формированию содержания.

Итак, исследовательская работа начинается с титульного листа, который оформляется по определённым требованиям; оглавление, наиболее полно отражающее содержание; введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Важной составляющей работы является введение, в котором должно быть доказательное представление актуальности выбранной темы, определены цели (для чего мы проводим работу?), задачи (как мы будем достигать цели?), сформулирована гипотеза (какой результат предполагаем получить?), какие литературные источники были использованы?

Основная часть может быть представлена главами теоретической и практической, т.е. описанием проведённой исследовательской работы и её результатов.

Заключение представляет из себя подведение итогов проведённого исследования и определение его практической значимости.

Приложение включает в себя фактические материалы, использованные в процессе проведения исследования.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников проводится с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей детей, она, конечно же, различается по уровню исполнения, содержанию целей и задач, протяжённости по времени, сложности исследования или эксперимента, но логика проведения такого вида работы остаётся одинаковой для всех.

В целях предупреждения конфликтных ситуаций, учителя должны быть ознакомлены с требованиями, предъявляемыми организаторами научно-практических к представляемым ученическим работам. Для примера представляем содержание экспертного листа оценки презентации работы, где в балльной системе оцениваются заочный и очный туры, содержание доклада по определённым параметрам, его презентации, ораторская компетентность, обеспечение наглядными средствами, использование компьютерных технологий.


ЛИТЕРАТУРА

1. Выпускная квалификационная (дипломная) работа. Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2003.– 32с.

2. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.– М.: ООО Издательство «Астрель» : ООО Издательство «АСТ», 2004.

3. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. Для преподават. высш. и средн. пед. учеб. Заведений.– М.: ВЛАДОС, 2000.


ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ РАБОТЫ ПО ОЧНОМУ ТУРУ научно-практической конференции «Эврика»


Характеристика формального критерия

Мах балл

Балл участника

Замечания

1.

Результаты заочного тура

Эрудированность

1,0



Оценка собственных достижений автора

6,0



Композиция работы и её особенности

3,0



ИТОГО

10



2.

Оценка доклада

Выполнение регламента

1,0



Отражение в докладе основных положений работы

5,0



Использование иллюстраций (слайды, таблицы, схемы, рисунки)

1,0



Логичность и научность изложения материала

3,0



ИТОГО

10



3.

Оценка презентации

Оперирование научными понятиями

2,0



Владение материалом темы (слабо ориентируется в теме, легко владеет знаниями по теме)

4,0



Умение устанавливать межпредметные связи

2,0



Полнота и точность ответа на вопрос

1,0



Оригинальность ответа

1,0



ИТОГО

10




Ораторская компетентность докладчика


Связанность текста

1,0




Использование жестов и мимики (выразительность, согласованность текста и жестов, открытые или закрытые жесты)

2,0




Владение голосом (интонирование, скорость, темп речи, громкость, отчётливость, высота звучания, окраска звучания)

3,0



4

Владение аудиторией (удержание внимания аудитории, эмоциональность, доступность, доверительность, открытость)

4,0




ИТОГО

10




Сводная оценка

40





В начало



На главную страницу
© 2008–2014,   кафедра географии, безопасности жизнедеятельности и методики ВСГАО. Все права защищены.